625025, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Карла Маркса, дом 123, пом. 1 +7 (3452) 51-70-45 aoson-to@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ПАЦИЕНТАМИ, ПЕРЕНЕСШИМИ ИНСУЛЬТ, НА РАННЕМ ЭТАПЕ РЕАБИЛИТАЦИИ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НА ДОМУ»

 

 

Целевая аудитория

  • граждане старше 55 лет с выраженными нарушениями функций организма, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы;
  • инвалиды, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме социального обслуживания в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу наличия инвалидности, имеющие ограничение способности к самостоятельному передвижению II степени (на основании рекомендации Комиссии по определению индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социальных услуг), III степени и рекомендации по реабилитационным мероприятиям в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида

 

Цель

Улучшение социально-медицинского обслуживания пожилых людей и инвалидов, в рамках межведомственного взаимодействия с организациями здравоохранения

 

Решаемые задачи

  • обеспечение доступности и адресности предоставления социальных услуг гражданам, полностью или частично утратившим способность осуществлять самообслуживание;
  • проведение реабилитационных мероприятий и оказание содействия в их осуществлении;
  • создание благоприятной психологической атмосферы и обстановки в семье, мотивация на здоровье, побуждение к активной жизни в социуме;
  • предоставление родственникам и другим лицам консультирования;
  • достижение максимально положительных результатов восстановительных и реабилитационных мероприятий, проводимых в отношении граждан;
  • динамический контроль над процессом реабилитации граждан

 

Сроки

С 1 января 2019 года по 1 июля 2021 года

 

Описание практики

С целью оказания социальной (в том числе реабилитационной) помощи гражданам, полностью или частично утратившим способность осуществлять самообслуживание, в комплексном центре социального обслуживания «Забота» Исетского муниципального района реализуется технология «Реабилитационный центр на дому».

Технология «Реабилитационный центр на дому» является стационарозамещающей технологией и представляет собой проведение комплекса реабилитационных мероприятий на дому гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, инвалидности, и направлена на повышение качества жизни таких граждан, восстановление их социального и психологического статуса, профилактику инвалидности.

Получателям социальных услуг по технологии «Реабилитационный центр на дому» социальные услуги предоставляются бесплатно в объемах, определенных стандартами социальных услуг для данной технологии, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ) и закрепляются двусторонним договором. Услуги предоставляются в рамках курсовой комплексной реабилитации. Курс составляет не более 12 рабочих дней в течение месяца. Услуги оказываются мультидисциплинарной бригадой (МДБ), в которую входят специалист по реабилитации (руководитель бригады), логопед, специалист по физической культуре, психолог, специалист по трудовой деятельности, юрист. Для развития координации и мелкой моторики, логопедической и психологической коррекции, занятий по социально-бытовой адаптации при предоставлении социальных услуг используется переносное реабилитационное оборудование.

Логопед занимается коррекционной педагогикой, компенсацией, восстановлением речевых функций, тяжелыми речевыми нарушениями, куда входит афазия и алалия, где происходят поражения головного мозга. В работе делается акцент на раннее начало коррекции. Результаты раннего начала логопедической помощи с ежедневными занятиями по 30-45 минут на протяжении 10 дней в течение одного месяца, с последующей регулярной самостоятельной реабилитацией, либо с помощью родственников в течение последующих 6-12 месяцев дают частичное или полное восстановление речи почти при всех формах афазии. Процент полного восстановления речи при таком подходе в десятки раз выше, чем при поздней логопедической помощи. Гораздо сложнее восстанавливается речь и интеллект с давностью 1-2 года и более, а иногда в таких случаях полное восстановление речевых и интеллектуальных функций уже невозможно.

Восстановив речь близкого человека и сделав это быстро, можно избежать психологических, интеллектуальных и социальных проблем.

В практической работе участвовало 10 пациентов (из них 8 человек – инвалиды 1, 2 групп, 2 человека – граждане с выраженными нарушениями функций организма) в возрасте от 55 до 76 лет, перенесших ишемический инсульт в остром и подостром периоде заболевания.

В ходе первичной диагностики было проведено обследование пациентов с афферентной моторной афазией.

Диагностическое обследование включало в себя три этапа:

  • подготовительный этап: изучение медицинской документации, результатов неврологического обследовании, знакомство с пациентами, предварительные беседы с его родными и т.д.;
  • основной этап: исследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, исследование праксиса, гнозиса, письма, чтения, а также исследование памяти и интеллекта;
  • заключительный этап: констатация и анализ полученных результатов.

После логопедического обследования больного с афазией, разрабатывается индивидуальный план логопедической работы.

Работа на раннем этапе начинается с восстановления понимания обращенной речи, а также с растормаживания речи пациента. Логопед пытается вызвать у пациента речевой продукт: любые звуки, слова, фразы.

Как показывает практика, применение приемов логопедического массажа при афферентной моторной афазии способствуют более быстрому преодолению орально-артикуляционной апраксии, формированию правильных артикуляционных укладов, активизации экспрессивной стороны речи.

Прежде всего, с учетом степени повреждения тела, логопед выбирает, как именно проводить массаж – лежа, сидя или в полулежачем положении. Логопедический массаж лица проводится точечными надавливаниями, поглаживаниями пальцами, также происходит работа с языком, губами. При необходимости кроме воздействия руками часто используется логопедический массаж зондами, которые за счет специальных импульсов благоприятно воздействуют на мышцы, заставляя их правильно работать. Специалист с учетом анализа состояния больного, конкретного нарушения использует логопедические инструменты для массажа языка. Крайне важна систематическая работа и подобная терапия на всех стадиях восстановления после повреждения отделов мозга. Процедура незаменима при ишемическом и геморрагическом видах. Уже с первыми улучшениями у пациента появляется больше желания и мотивации заниматься далее.

Крайне важно при выполнении массажа стараться быть эмпатичным, т.е. уметь сочувствовать пациенту. Пациенты после инсульта, как правило, находятся в депрессии, они чувствительны к каждому слову, болезненно переживают то, что потеряли способность четко говорить или понимать речь других. На ранних этапах занятий усилия логопеда направлены на «растормаживание» языковой функции. Вместе с активизацией мышц на лице, губах специалист подключает упражнения, которые раскрепощают пациента, увеличивают его словарный запас и строятся по принципу «от простого к сложному». Логопед показывает, как работает язык и губы, помогает в произношении звуков и даже помогает в устранении эмбол.

После активной стадии восстановления, получения стабильных положительных результатов, пациентам рекомендуется не останавливаться на достигнутом и продолжать занятия. Важно научить пациента самостоятельному выполнению ряда упражнений.  Полноценный эффект достигается за счет работы логопеда, включая контроль за выполнением упражнений, направленных на устранение дизартрии (функциональное нарушение работы мышц, принимающих участие в произношении звуков).

Слаженная работа мультидисциплинарной бригады имеет большое значение при оказании медико-социальной помощи маломобильным пожилым гражданам. Благодаря деятельности мультидисциплинарной бригады достигается оптимально возможный уровень жизни пациентов в привычной для них домашней обстановке, снижение потребности в услугах медицинских организаций. По результатам работы мультидисциплинарной бригады оценивается динамика состояния пациента и даются рекомендации по дальнейшему проведению реабилитационных мероприятий.

Практическая значимость. Использованные методы работы по растормаживанию функций артикуляционного аппарата позволяют на более качественном уровне осуществлять логопедическую помощь больным с афферентной моторной афазией. Предложенные конкретные формы работы с больными в остром периоде заболевания могут быть рекомендованы к использованию в логопедической практике.

 

Ресурсы для развития практики

  • кадровые ресурсы: мультидисциплинарная бригада, в состав которой входят специалист по реабилитации (руководитель бригады), логопед, специалист по физической культуре, психолог, специалист по трудовой деятельности, юрист;
  • материально-технические: переносное реабилитационное оборудование.

 

Результаты

Количественные показатели:

  • снижение смертности взрослого населения;
  • снижение уровня первичного выхода на инвалидность;
  • увеличение доли граждан, охваченных медико-социальной реабилитационной помощью и уходом, от числа нуждающихся после оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

Качественные показатели:

  • увеличение удовлетворенности граждан качеством оказания медико-социальных услуг (согласно результатов анкетирования);
  • мониторинг реализации Регламента оказания медико-социальной, в том числе реабилитационной помощи гражданам, полностью или частично утратившим способность осуществлять самообслуживание.

 

 Вернуться