625025, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Карла Маркса, дом 123, пом. 1 +7 (3452) 51-70-45 aoson-to@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ

 

 

Целевая аудитория

Граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе маломобильные получатели социальных услуг на дому в г. Тюмени

 

Цель

Повышение качества социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов путем создания системы электронного мониторинга состояния здоровья получателей социальных услуг на дому и предоставления медицинских консультаций в дистанционном формате

 

Решаемые задачи

  • сокращение периода ожидания медицинской помощи врача общей практики поликлиники по месту жительства пожилого человека;
  • сокращение времени социального работника на подготовку, перемещения, ожидание в очереди при предоставлении социально-медицинских услуг пожилым получателям социальных услуг на дому, особенно маломобильным, нуждающимся в постоянной посторонней помощи;
  • снижение тревожности у получателей социальных услуг, получающих услуги в форме социального обслуживания на дому, в связи с боязнью несвоевременного получения медицинской помощи

 

Сроки

Август-декабрь 2021 года

 

Этапы

  • организация межведомственного взаимодействия с территориальными медицинскими организациями по созданию системы электронного мониторинга состояния здоровья получателей социальных услуг на дому;
  • разработка медицинскими организациями электронных (онлайн) анкет для получения от социальных работников сведений о состоянии здоровья получателей социальных услуг;
  • проведение учебы с ответственными сотрудниками медицинских организаций по обработке информации из системы электронного мониторинга состояния здоровья получателей социальных услуг на дому, принятию решений о целях, сроках, форме предоставления медицинской помощи;
  • обучение социальных работников заполнению онлайн-анкеты для внесения данных о состоянии здоровья обслуживаемых граждан;
  • проведение первичного и итогового опроса получателей социальных услуг по определению уровня тревожности за состояние своего здоровья;
  • анализ и оценка достижения целевых показателей проекта

 

Описание практики

Осуществляя социальное обслуживание на дому маломобильных граждан пожилого возраста и инвалидов, социальные работники сталкиваются со значительными проблемами при оказании социально-медицинских услуг, которые условно объединены в 3 блока.

1 блок – проблемы, связанные с состоянием пожилого человека: это его тревожность за состояние своего здоровья в связи с боязнью несвоевременного получения медицинской помощи, что часто является причиной, по которой пожилые люди могут звонить в поликлиники. Сотрудники медицинских организаций отмечают, что в день может поступать 20 звонков от пожилых граждан с жалобами на здоровье. Часто эти жалобы не обоснованы, могут быть вызваны психологическим состоянием, а не реальной потребностью в медицинской помощи. Просто разговор с врачом иногда снимает тревожность пожилых за свое состояние, но занимает время медицинских работников, часто обуславливая его нерациональное использование.

2 блок – проблемы, связанные с записью на прием к врачу общей практики, в том числе:

  • необходимость для решения любого вопроса сначала посетить врача общей практики/терапевта (для постановки диагноза, назначения схемы лечения, получения льготных рецептов, направления к узким специалистам, получения документов, которые невозможно получить в рамках межведомственного взаимодействия, направления на МСЭ и в других случаях);
  • заявительный характер медицинского обслуживания: т.е. внеплановый осмотр, прием врачом общей практики, вызов на дом, запись на прием осуществляются только по обращению гражданина;
  • при вызове врача на дом, врач приходит в тот же день или на следующий, но приходит дежурный врач/фельдшер, а не медицинский работник, осуществляющий постоянное наблюдение за гражданином;
  • посещение врачей общей практики территориальных медицинских организаций (поликлиник) осуществляется по предварительной записи. Запись на прием к врачу от 5 до 14 дней;
  • непроизводительные затраты времени социального работника на передвижение в поликлинику и ожидание очереди в регистратуру.

3 блок – Проблемы, связанные с организацией непосредственного посещения маломобильным пожилым человеком медицинской организации, в том числе:

  • запись на социальное такси осуществляется не менее чем за 3 рабочих дня и не более чем за 5 рабочих дней до приема врача, тогда как дата записи к врачу может быть раньше;
  • при заказе такси просят обеспечить сопровождающего для оказания помощи при посадке в машину;
  • сопровождающий также нужен при спуске маломобильного гражданина по лестнице жилого дома, т.к. лифты, лестничные площадки, входные группы жилых домов (особенно старых, в которых проживают пожилые граждане) не приспособлены к передвижению маломобильных людей. Граждан, способных оказать физическую помощь при спуске из квартиры и посадке в автомобиль, в дневное время среди соседей нет или крайне мало, и на их поиск тоже требуется время социального работника;
  • занятость такси на доставку и ожидание гражданина в случаях, не требующих экстренной (иногда плановой) медицинской помощи.

Для решения этих вопросов внедряется система электронного мониторинга состояния здоровья получателей социальных услуг на дому и предоставления медицинскими организациями консультаций в дистанционном формате.

Проект включает три новации:

  1. Социальный работник в день посещения проводит процедуры измерения давления, пульса и делает некоторый визуальный осмотр, но результаты записывает не в дневник социального работника, а в специальную электронную анкету, данные из которой мгновенно передаются в поликлинику по месту жительства обслуживаемого. Социальный работник может в этой анкете отразить жалобы пожилого человека. В настоящее время электронная (онлайн) анкета создана с использованием сервиса Яндекс.Формы, что позволяет социальным работникам передавать данные о состоянии здоровья обслуживаемых с любого устройства, имеющего выход в интернет, в т.ч. с рабочего планшета, личного телефона или телефона пожилого человека.
  2. Медицинские работники в течение 24 часов анализируют полученные данные и в соответствии с ситуацией принимают решение о назначении приема врача общей практики. В зависимости от динамики полученных данных о состоянии пациента врач принимает решение о формате приема: о выходе к пациенту, о записи его на прием в поликлинике или о проведении приема в дистанционном формате. В электронной анкете социальный работник указывает свои контакты, по которым медицинский работник может связаться с ним, уточнить данные и сообщить о принятом решении;
  3. Предоставление консультаций медицинским работником в дистанционном формате. Новация снимает блок вопросов, связанных с посещением поликлиники. Предоставление консультаций медицинскими работниками в дистанционном формате позволяет получить практически идентичный результат, что и очный прием: корректировка схемы лечения, получение льготных рецептов, направлений к узким специалистам, получение документов, которые невозможно получить в рамках межведомственного взаимодействия, направления на МСЭ и в других случаях. Все это кроме постановки диагноза можно сделать дистанционно. Для этого необходимо устройство с возможностью выхода в интернет и передачи видео- и звукового сигнала.

 

Ресурсы для развития практики

Наличие у получателей социальных услуг на дому (участников проекта) или социальных работников электронного устройства с возможностью выхода в интернет и передачи видеосигнала.

 

Результаты

  • Из 1354 граждан, состоящих на социальном обслуживании на дому в г. Тюмени, 864 человек обслуживаются в поликлиниках, участвующих в проекте. Система электронного мониторинга состояния здоровья получателей социальных услуг на дому внедрена в отношении 692 получателей социальных услуг, что составляет 80% от обслуживаемых в этих поликлиниках и 51% от общей численности получателей социальных услуг в г. Тюмени.
  • Трудозатраты социального работника на 1 случай сопровождения маломобильного пожилого человека в поликлинику снизились со 150-400 минут (min-max) до 60-130 минут. Непроизводительные затраты на подготовку, перемещение, ожидание в очереди сократились с 75-250 минут более чем на 90% и составляют лишь 3-12 минут.
  • Период ожидания медицинской помощи сократился с 5-14 до 1-5 дней.
  • Тревожность пожилых граждан за состояние здоровья по результатам проведенного опроса снижается, т.к. они знают, что данные передаются в поликлинику;
  • Общее количество звонков от пожилых граждан (из числа постоянно звонивших ранее) в медицинские организации снизилось (общее впечатление, количественные подсчеты не велись), что также может говорить о снижении тревожности получателей социальных услуг за состояние своего здоровья.
  • Количество услуг по социально-медицинскому сопровождению в целом по  г. Тюмени снизилось с 64 в июле до 36 единиц в декабре.
  • Возможность ежедневного мониторинга состояния здоровья пожилых граждан и принятия решения медицинскими работниками о форме предоставления медицинской помощи (на дому, в поликлинике, дистанционно) позволяет более эффективно планировать рабочее время врачей. При этом экономия времени у медицинских и у социальных работников возникает при применении дистанционного формата медицинских консультаций;
  • 18% получателей социальных услуг получают медицинские консультации в дистанционном формате. Медицинские работники практикуют схему первичного очного приема (на дому) при ухудшении состояния и в последующем – еженедельный прием в дистанционном формате до выздоровления или стабилизации состояния здоровья пожилого человека.

 

 Вернуться