625025, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Карла Маркса, дом 123, пом. 1 +7 (3452) 51-70-45 aoson-to@mail.ru

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН C МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

 

Целевая аудитория

Проживающие в Учреждении получатели социальных услуг с ментальными нарушениями

 

Цель

Психологическое сопровождение и оказание социально-психологических услуг получателям социальных услуг на дому, в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания

 

Решаемые задачи

  • Обеспечение возможности самостоятельно, без дополнительного привлечения персонала учреждения и окружающих, контролировать собственные активности (занятия по интересам, встречи с друзьями, прием препаратов, санитарно-гигиенические мероприятия, принятие пищи и др.);
  • предотвращение споров, ситуаций неуспеха, конфликтных ситуаций у получателей социальных услуг;
  • вовлечение проживающих в активную жизнь интерната, приобщение максимального количества граждан, проживающих в учреждении, к участию в проводимых мероприятиях (досуговых, культурных, спортивных, познавательных и др.);
  • повышение коммуникативной активности получателей социальных услуг;
  • организация дневной и досуговой занятости проживающих в учреждении

 

Сроки

С 2021 года до окончания реализации практики

 

Описание практики

Для человека, находящегося в условиях интерната, в силу личных особенностей или в связи с особенностями заболевания иногда трудно обратиться к окружающим за помощью. У проживающих в таких учреждениях часто присутствует некая аутичность, замкнутость, страх получить негативные эмоции. Как следствие – неодобрение окружающих по отношению к вышеупомянутому человеку. Иногда такие ситуации заканчиваются конфликтами. Но даже если конфликтов не возникает, проживающий в интернате постоянно находится в напряженном состоянии, так как у него присутствует страх что-либо забыть. Выходом из сложившейся ситуации является использование средств визуальной поддержки (СВП).

Визуальная поддержка облегчает обучение и делает коммуникацию легче. Визуальный образ хорошо удерживается в поле внимания и восприятия, предоставляет много времени на формирование понимания и запоминается на долгое время.

В работе с проживающими в интернате используются различные виды визуальной поддержки: ярлыки (на ящиках для хранения нижнего белья и носков, на коробках для сортировки белья для стирки, в шкафах обозначаем, что должно лежать на полках и т.д.), указатели направления, визуальное расписание и многие другие средства. Все это помогает подопечному правильно складывать свои вещи по местам и легко находить нужные предметы, передвигаться в нужном направлении и, в конечном счете, его жизнь становится упорядоченной, а сам человек – более самостоятельным и уверенным в себе.

В интернате разработаны и применяются несколько новых идей по использованию визуальной поддержки проживающих с ментальными нарушениями.

«Часы-напоминалки» – это комплекс визуальной поддержки, состоящий из двух частей, дополняющих друг друга, но по необходимости можно использовать и каждую часть отдельно.

Первая часть состоит собственно из часов большого размера, по периметру которых располагаются разноцветные стрелочки, выполненные из цветной бумаги, направленные на определенный час. Стрелочки заламинированы, при необходимости их можно обрабатывать. На них скотчем приклеиваются карточки с делами, которые предстоит выполнить подопечным в определенное время. Стрелка часовая (короткая) показывает не только время, но и мероприятие или дело, которое в это время нужно сделать.

Принцип работы часов очень прост, например: стрелочка подошла к карточке с символом «принять лекарство» и проживающие знают, что в это время нужно подойти к медсестре тому, кто принимает лекарственные препараты, если стрелка подошла к символу «обед» – нужно идти в столовую на обед и т.д. Не требуется дополнительного указания, лишнего внешнего раздражителя для человека. Он самостоятельно может выполнять необходимые режимные моменты без вмешательства окружающих.

Вторая часть комплекса – это информационные ленты. Когда стрелочка часов показывает на карточку «досуг», например, или карточку «свободное время», то в зависимости от дня недели проживающий на информационной ленте может ознакомиться, какие мероприятия проходят в этот день и посетить их. Ленты расположены по обеим сторонам часов. Каждая лента сверху обозначена днем недели. Первая лента – понедельник, вторая – вторник, третья – среда и т.д. На каждой ленте располагаются карточки с названием клуба, кружка или другого мероприятия (дискотеки, встречи со служителями храма и др.), проходящего в этот день, времени и места проведения, руководителя или ответственного за проведение, либо другая необходимая информация. Карточки заламинированы, крепятся обычными скоросшивателями на приспособление для сушки полотенец за счет чего их можно «перелистывать». Можно в любой момент добавить мероприятие в ленту дня или убрать неактуальные.

Проживающие самостоятельно отслеживают мероприятия, которые им необходимо выполнить либо посетить. Наиболее активные получатели социальных услуг не только отслеживают свои активности, но и при необходимости напомнят своим соседям по комнате или приятелям. Такой информационный комплект носит и декоративную функцию.

Индивидуальные информационные ленты. На основе вышеописанной идеи в комнатах проживающих изготовлены похожие средства визуальной поддержки. На ленте располагаются фотографии мероприятий, которые необходимо выполнить либо посетить человеку, проживающему в комнате, время в которое это мероприятие пройдет и другая информация, которую конкретный человек может воспринять. Такое расписание готовится на неделю и вывешивается, начиная с понедельника. Все мероприятия разрабатываются индивидуально, в соответствии с потребностями и возможностями человека. Такие ленты подойдут маломобильным гражданам, которым затруднительно постоянно выходить в фойе к комплексу с часами и лентами для отслеживания своей активности.

Фотографии можно заменить пиктограммами, иконками. Символы нужно предварительно обговорить с подопечным, чтобы он понимал, что обозначает тот или иной значок. Карточки заламинированы, на них скотчем можно прикрепить карточку красного цвета с надписью «СЕГОДНЯ» и желтого цвета с надписью «ЗАВТРА», что дает дополнительный акцент человеку обратить внимание именно на это «дело». Рядом находятся часы. Тем, кто не определяет время по механическим часам предлагаем электронные. В итоге человек выполняет необходимые мероприятия без давления со стороны.

Индивидуальные «Часы-напоминалки». Это часовой механизм со стрелками. Часы крепятся на любой поверхности, желательно металлической, тогда проще закрепить карточки на яркие магнитики, используемые для школьной доски. Карточки желательно использовать только для важных для этого человека дел. Например: человек получает курс массажа в определенное время, лекарственную терапию (нужно пить таблетки в определенное время), забывает выполнять гигиенические процедуры, забывает пить воду или гулять, или ему назначена в определенное время лечебная физкультура и др. В этом случае делается акцент на важных для получателя социальных услуг делах. Этот прием можно использовать не только для проживающих в интернате, но и для пожилых людей, проживающих дома и имеющих проблемы с памятью.

Работа по использованию средств визуальной поддержки в интернате продолжается, она востребована проживающими.  

Ресурсы для развития практики

  • материально-техническое обеспечение проекта: компьютер и принтер для распечатки необходимого материала, ламинатор и пленка для ламинирования, ткань для изготовления информационных лент, крепления для лент, часы настенные диаметром 70-80 см, цветная бумага;
  • методическое обеспечение проекта: обучение персонала и проживающих использованию СВП в повседневной жизни.

 

Результаты

За время реализации практики отмечается улучшение качества жизни проживающих, использующих СВП, повышение их самооценки, уверенности в себе, наличие возможности самостоятельно, без напоминаний, выполнять запланированные мероприятия, и, как следствие, уменьшение конфликтных ситуаций, развитие коммуникативных возможностей подопечных.

 

 Вернуться